Информационно-методический центр Петродворцового района Санкт-Петербурга
Фото ИМЦ

Год русского языка

Статистика сайта:


Версия для слабовидящих -
изменение размера шрифта

События

Педагогическая ассамблея 2005
Год Д.С. Лихачева 2006
Год русского языка 2007
Образовательный Форум 2010
Год учителя
2010
300 лет Лавре 2013
Год педагога и наставника 2023

Год русского языка

29 декабря 2006 г. Президент России Владимир Путин подписал Указ «О проведении Года русского языка». В тексте Указа говорится:

Учитывая важную роль русского языка в укреплении российской государственности, дружбы и сотрудничества между народами, в развитии отечественной культуры, науки и образования, постановляю:

  1. Принять предложение Министерства иностранных дел Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.
  2. Правительству Российской Федерации в 2-месячный срок:
  • образовать организационный комитет по проведению Года русского языка и утвердить его состав
  • утвердить план основных мероприятий по проведению Года русского языка, предусмотрев в нем мероприятия в области культуры, науки и образования, с указанием объемов и источников их финансирования.
  1. Министерству иностранных дел Российской Федерации проинформировать ЮНЕСКО и заинтересованные международные организации о проведении в 2007 году Года русского языка.
  2. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществить соответствующие мероприятия в рамках проводимого Года русского языка.
  3. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

1 сентября 2007 г. во всех классах общеобразовательных школ Санкт-Петербурга будет проводиться урок о русском языке во исполнение Указа Президента Российской Федерации «О проведении Года русского языка». Кабинетом русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования разработаны Методические рекомендации к уроку о русском языке.

Методические рекомендации «О проведении Года русского языка»

Урок о русском языке проводится в рамках мероприятий, запланированных во исполнение Указа Президента Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка.

Следует подчеркнуть, что урок о русском языке, о котором идет речь, нельзя заменять уроком русского языка и что провести данный урок могут не только учителя словесности, но и учителя любого другого предмета, классные руководители, воспитатели, что объясняется особенностями самой языковой политики, тем, что вопрос о статусе русского языка является вопросом государственной важности.

К примеру, учитель истории в качестве содержания урока о русском языке может взять вопросы происхождения славянской письменности, роли государства в сохранении языка, особенностях языковой политики на разных этапах Российской государственности; учитель географии – вопросы распространения русского языка на территории России и в общемировом пространстве; учителя предметов математического и естественно-научного циклов – вопросы о русском языке как языке науки; учителя изобразительного искусства – особенности русской графики и т.д.

Готовясь к проведению урока о русском языке, учитель должен иметь в виду следующее. Необходимость планомерной работы по осмыслению роли русского языка, которая определяется целым рядом особенностей функционирования русского языка в современном мировом пространстве и современном российском обществе.

Русский язык по-прежнему представляет собой не имеющее аналогов средство общения на огромных территориях, включающих как Европу, так и Азию. Он является государственным языком России, статус русского языка в Российской Федерации определен Законом РФ о русском языке.

Ведущая роль русского языка в Российской Федерации определяется его социальными функциями – это язык межнационального общения и консолидации народов России, родной язык более 80 % ее граждан.

Вместе с тем наблюдаются тревожные тенденции, которые, прежде всего, касаются отношения к русскому языку: падает интерес к изучению русского языка и русской литературы, происходит деформация русского литературного языка, расшатывание его норм, сужение сферы использования, снижение речевой культуры населения. Результаты объективных форм проверок знаний учащихся говорят о снижении функциональной и практической грамотности. Необходимо иметь в виду, определяя цели изучения родного языка, что «язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи прагматической информации, средством хранения и усвоения знаний; частью национально-духовной культуры, основной формой проявления национального и личностного самосознания».

Государство осуществляет заботу о сохранении русского языка: работает Совет по русскому языку при Правительстве РФ, с июня 2005 года вошел в действие Закон о русском языке, разработана и действует Федеральная целевая программа «Русский язык», 2007 год объявлен Президентом Российской Федерации Годом русского языка.

Однако забота об отношении к русскому языку как общенациональной ценности – дело каждого гражданина, тем более образовательные учреждения не должны остаться вне этой работы. Цели обучения русскому языку и русской литературе в школе ориентированы на формирование духовно богатой, высоконравственной, образованной и творческой личности; укрепление исторической преемственности поколений; сохранение и развитие языкового богатства, литературы и культуры России. Эти цели должны быть ясны родителям, обществу, направлены на результат, достигаемый совместными усилиями. Чрезвычайно важным является формирование общественного мнения относительно роли русского языка, истоки этой работы должны находиться, и это не подлежит сомнению, в школе.

Вышесказанным обусловлены цель и задачи уроков о русском языке, которые будут проведены в школе в первый день нового учебного года.

Цель уроков о русском языке:

Способствовать сохранению и повышению интереса в сознании учащихся к проблемам, связанным с вопросами функционирования и изучения русского языка, отношения к русскому языку как общенациональной ценности, сохранению реализации воспитательных возможностей предмета «Русский язык» для формирования духовных и нравственных качеств, мировоззрения учащегося, его гражданского, сознательного и бережного отношения к русскому языку как национально-культурной ценности, последовательного и глубокого приобщения к национальной отечественной культуре.

Задачи:

  • Начать проведением урока о русском языке ряд последовательных мероприятий, направленных на формирование отношения к русскому языку как общенациональной ценности.
  • Способствовать осмыслению статуса русского языка как государственного языка Российской Федерации.
  • Указать на государственный уровень важности заботы о сохранении русского языка.
  • Указать на то, какие меры принимаются государством для сохранения русского языка как общенациональной ценности.
  • Объяснить причины внимания государства и Президента России к вопросам функционирования и сохранения русского языка.
  • Показать разные уровни функционирования русского языка: как мирового языка, как языка народов, населяющих Россию, как государственного языка, как родного языка.
  • Вызвать интерес учащихся к различным аспектам изучения русского (родного) языка.

Возможные темы уроков о русском языке:

  • Создание Славянской азбуки.
  • Указ Екатерины II о введении преподавания в учебных заведениях России на природном языке, его роль и значение.
  • Русский язык как язык науки.
  • Русский язык – язык русской культуры.
  • Русский язык – язык образования.
  • Что значат «речь правильная» и «речь хорошая».
  • Словари – наши друзья и помощники.
  • «Вселенная в алфавитном порядке».
  • А.С. Пушкин и его роль в развитии русского литературного языка.
  • «Образ мира, в слове явленный» (язык русской поэзии).
  • Что такое культура речи.
  • Русские летописи.
  • Особенности русской графики.
  • Знаменитые русские лингвисты.
  • Что такое реформы языка?
  • Жизнь слова.
  • Русский язык как государственный язык, русский язык как родной.
  • Лингвистическая география.
  • Что такое диалекты?
  • Диалекты и литературный язык.
  • Что такое развитие языка?
  • Роль этимологии в изучении языка.
  • Язык как средство общения.
  • В языке народа отражается его душа, характер, как в языке человека – его душа и характер.
  • Русский язык – один из развитых языков мира.
  • Языковая толерантность.

При подготовке уроков о русском языке следует учесть возрастные особенности учащихся.

Общая идея уроков о русском языке по различным параллелям классов может быть следующей:

  • 1-2 классы: Семья. Род. Родина. Родной язык.
  • 3-4 классы: Загадки русского языка. Почему мы так говорим.
  • 5 класс: Значение родного языка в жизни человека.
  • 6 класс: Русский язык – один из развитых языков мира.
  • 7 класс: Русский язык как развивающееся явление.
  • 8 класс: Функции русского языка в современном мире.
  • 9 класс: Культура речи человека и общества.
  • 10 класс: Государственная политика в области русского языка. Языковая толерантность.
  • 11 класс: Международное значение русского языка. Русский язык – один из языков ООН.

Форма урока о русском языке выбирается учителем: это может быть беседа, урок-исследование, диспут; урок с включением инновационных форм педагогического взаимодействия (мастерской, проектной деятельности, чтения и письма для развития критического мышления), урок-концерт, театрализованный урок – в выборе формы урока следует исходить из возможностей учителя и возможностей образовательного учреждения. При выборе формы урока следует исходить из планируемого результата: понимания необходимости ответственного отношения к русскому (родному и государственному) языку.

Индивидуальную консультационную помощь учитель может получить в кабинете русской словесности Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования согласно расписанию работы кабинета: понедельник, вторник, среда, пятница 15.00 – 18.00, а также у районных методистов по русскому языку.

Нормативные документы:

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Закон о русском языке
  3. Федеральная целевая программа «Русский язык 2006 – 2010»
  4. Указ Президента Российской Федерации о проведении в 2007 году Года русского языка

Рекомендуемая литература:

  1. Лихачев Д.С. Письма о добром. СПб.: «Logos», 2006
  2. Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб: «Тускарора», 1999
  3. Мокиенко В.М. Почему так говорят? От авося до ятя. СПб: «Норинт», 2003
  4. Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. М.: «Просвещение», 1987
  5. Матвеева Н.П. Свидетели истории народа. Наследие пращуров. М.: «Просвещение», 1993
  6. Фроянова Т.И. Культура русской речи. Практический курс. СПб.: СМИО Пресс, 2006